Отделка
Элементы геометрической резьбы вырезают в основном косячком. При резании элементов треугольной формы (основных элементов геометрической резьбы) косячок держат вертикально и надрезают стороны треугольников от вершины к основанию (рис. 195 в), не пересекая горизонтальной черты. Глубина реза у вершины треугольника...
... должна быть максимальной, а у основания - сведена на нет. Сделав надрезы, подрезают треугольник (рис. 195 г).
Резьбу скобчатых изделий (лунки, глазки) выполняют косячком и полукруглой стамеской, профиль которой должен соответствовать дуге лунки или глазка.
Геометрическую резьбу применяют для декорирования, как правило, плоских поверхностей мебели. При составлении композиции декора не следует заполнять резьбой всю поверхность. Необходимо добиваться гармоничного сочетания резного узоро с плоскостью поверхности.
Рельефную резьбу для декорирования мебели используют на карнизах и коробках (рис. 196 а, б), на спинках стульев (рис. J 96 в), в виде накладных декоративных элементов и филенок. Для выполнения рельефной резьбы применяют все инструменты для резьбы по дереву. Последовательность выполнения рельефной резьбы включает: нанесение рисунко, подрезку контура орнамента, выборку фона начерно, окончательное формирование контура, зачистку фона начисто, чеканку.
Рисунок на заготовку наносят с шаблона, выполненного в натуральную величину. Шаблон из бумаги или кальки накладывают на заготовку и через копировальную бумагу переносят рисунок. Чтобы рисунок не стирался с заготовки во время резьбы, его покрывают слоем прозрачного лака.
При подрезке контура орнамента удаляют древесину в местах углубления фона. Сначала стамеской подрезают контур (рис. 196 г) в соответствии с нанесенным рисунком. При подрезке контура резоние происходит вдоль и поперек волокон древесины. При резании поперек волокон расстояния I между соседними участками контура может быть мало. Поэтому, чтобы не допустить скола древесины на таких участках, стамеску в начале подрезки контура следует слегка наклонить в сторону рисунка, а затем по мере углублении подрезки контура надрез делать вертикальным.
После подрезки контура проводят выборку фона начерно (рис. > 96 а)- Резание проводят стамесками в разных направлениях волокон древесины.
После выборки фона начерно окончательно формируют контур (рис. 1 96 е). Рельеф контура закругляют или заоваливают, выполняют различные ложкообразные углубления, вырезают лепестки цветов, листья и т. п.
Фон начисто (рис. 196 ж) зачищают широкими и узкими стамесками вдоль и поперек волокон древесины. Затем на фоне в соответствии с рисунком могут быть нанесены косячком или церазиком мелкие углубления (рис. 196 з).
Заключительной операцией является чеканка фона стальным чеканом, если она предусмотрена рисунком.
Накладные изделия с рельефной резьбой выполняют отдельно и затем в готовом виде наклеивают на поверхность изделия.
Заготовки накладной резьбы предварительно наклеивают через бумагу на ровную доску-подушку. Сначала на подушку ноклеивают жидким глютиновым клеем газетную бумагу, а поверх бумаги - заготовку. Перед наклеиванием контур накладной резьбы может быть предварительно выпилен лобзиком.
Готовую резьбу осторожно снимают с подушки с помощью тонкой линейки или ножа.
Пропильную резьбу в мебели выполняют с помощью выкружной пилы, стамесок и сверл. Оно может быть выполнена как внутри детали по замкнутому контуру, так и с наружной стороны. Пропильную резьбу широко применяют в мебели из массива древесины хвойных пород.
Резьбу отделывают прозрачными лаками. При необходимости резьбу подкрашивают водорастворимыми красителями.
Иногда резьбу бронзируют. При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным со связующим веществом (лаком). Смесь наносят кистью. Другой вид бронзирования - нанесение бронзового сухого порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным «до отлила». Для бронзирования обычно применяют спиртовые локи. Нельзя пользоваться синтетическими лаками, в которых бронзовый порошок темнеет (нитролаки и др.).
Мозаика по дереву. Для декорирования мебели применяют мозаику различных рисунков, выполненную из кусочков шпона разных пород или цвета (художественные наборы шпона) и блочную.
При художественном наборе элементы мозаики врезают в простой набор шпона, который является фоновым листом, закрепляют клеевой лентой и вместе с фоном наклеивают на облицовываемую поверхность основы, например дверки. После зачистки и отделки на дверке сохраняется полученный набор (рис. 197 а). Последовательность выполнения художественных наборов следующая.
На кальку наносят рисунок набора в натуральную величину. Кальку с рисунком накладывают на внутреннюю сторону (которую впоследствии наклеивают на основу) фонового листа и прикрепляют кальку к шпону полосками клеевой ленты (рис.197 6).
Затем по кальке вырезают часть рисунка, прорезая ножом-резаком (рис. 44 в) кальку и шпон фонового листа одновременно. Нож держат строго вертикально. Удалив вырезанную часть, получают гнездо для последующей вставки (рис. 197 в).
С лицевой стороны фонового листа подклады ва ют лист шпона, предназначенный для вставки, и находят нужное положение листа, при котором текстура вставки и фонового листа соответствует проекту. По контуру гнезда делают на вставке неглубокий надрез ножом-резаком (рис. 197 г). Вынув лист шпона по намеченному надрезу, вырезают вставку (рис. 197 д) и вставляют ее в гнездо фонового листа с лицевой стороны, предварительно передвинув его (рис. 197 е). Места стыков фонового листа и вставки проклеивают клеевой лентой.
В приведенном примере в фоновый лист из шпона ореха врезают цельные вставки из шпона светлых пород древесины. Для таких вставок подбирают древесину без ярко выраженного рисунка, с едва заметной текстурой (клен, береза, груша). Если для вставок применять шпон с ярко выраженной текстурой древесины (красное дерево), то вставки следует делать наборными (рис. 197 ж). Такую вставку врезают в фоновый лист последовательно. Сначала врезают вставку 1, затем вставки 2-6.
При изготовлении шахматных столов необходимо выполнить мозаичный набор шахматного поля. Такой набор выполняют в следующей последовательности (рис. 198 а).
Из девяти полос светлого и темного шпоно одинаковой ширины b формируют простой...
...набор (операция 1). Затем по линейке разрезоют ножом-резаком полученный набор на восемь полос шириной b, сдвигают и склеивают их клеевой лентой (операция 2). Отрезав лишние квадраты, шахматное поле окантовывают прожилкой (операция 3).
Для декорирования мебели применяют украшения, выполненные в технике блочной мозаики.
Из разноцветных пластин древесины или шпона склеивают блок, который разрезают на пластинки под разными углами к основанию блока. Один из примеров изготовления блочной мозаики, применяемой для декорирования некоторых изделий мебели, показан на рисунке 198 б.
Пластины толщиной 4-6 мм склеивают в блок (операция 1). Блок распиливают вдоль и получают пластины из разноцветных пород древесины. Затем полученные пластины распиливают под углом 45° на разноцветные брусочки (операция 2).
Полученные брусочки вклеивают в четверть, отобранную, например, в крышке журнального стола (операция 3). Полученную окантовку заоваливают и зачищают (операция 4).
Для изготавливания мозаики применяют отходы шпона различных пород или одной, предварительно проведя их протравное сквозное крашение в широких емкостях в течение нескольких суток.
В качестве протрав используют 1 -5%-ные растворы хромпиков калиевого и натриевого, дающие окраску коричневых тонов, железного купороса - от серого до черного цвета, хлорной меди и медного купороса - желтовато-коричневые тона.
Вместо железного купороса окраску шпона от серого до черного цвета можно получить следующим образом. В корыто загружают шпон и кладут отходы ржавого железа. Затем заливают теплой водой и держат в течение 2-4 недель в зависимости от требуемого тона.
| назад | вперед | главная | |