Отделка
Свеженанесенный разделочный слой служит основой для разделки под текстуру древесины. Технологическая последовательность операций разделки приведеная на рисунке 192. Сначала резиновыми гребешками частично снимают разделочный слой так, чтобы оставшиеся на поверхности полосы воспроизводили рисунок тангенциальный (рис. 192 а) или радиальной (рис. 192 б) текстуры древесины.
После нанесения по всей поверхности рисунка текстуры древесины приступают к растушевке текстуры кистью, расширяя слои текстуры к периферии (рис. 192 в).
Наиболее сложной при разделке под текстуру древесины является имитация пор древесины. Ее выполняют металлическим гребешком с очень мелкими зубьями (рис. 192 г) или накатывают специальными стольными роликами (рис. 192 д). Поры имитируют, когда разделочный слой несколько подсохнет.
После высыхания разделочного слоя поверхность лакируют светлым ПФ лаком. Перед лакированием поверхность иногда покрывают лессировочным составом (рис. 192 в), который зрительно углубляет текстуру древесины, делая ее более рельефной. Цвет лессировочного состава подбирают немного темнее цвета грунта.
Для приготовления лессировочного состава применяют пигменты с показателем преломления лучей света, близким к показателю преломления пленкообразователя (связующего). Этими свойствами, например, обладают пигменты определенной дисперсности (тонкости помола) сиены натуральной и жженой и умбры натуральной и жженой.
Сиена - природный пигмент от желтого до коричнево-желтого цвета. При прокаливании сиена темнеет, приобретая красновато-коричневый цвет (сиена жженая). Сиена малоукрывиста и дает просвечивающие (лессирующие) покрытия.
Умбра - природный пигмент коричневого цвета. При прокаливании темнеет (жженая умбра). Умбра принадлежит к укрывистым пигментом и применяется для приготовления лессирующих покрытий под орех, мореный дуб, красное дерево.
Лессирующие покрытия приготовляют на масляных (олифа) или водных (пиво, квас) Ъвязующих. Показатели преломления лучей света льняного масла 1,479, воды 1,33. Показатели преломления пигментов в зависимости от тонкости помола указываются в паспорте пигмента на упаковках.
Для приготовления масляных лессирующих составов сухие пигменты растирают на разбавителе (скипидар) и смешивают с олифой в соотношении 1:1. Водные лессирующие составы приготовляют разведением пигментов в хлебном квасе или пиве до рабочей вязкости. Количество пигментов подбирают экспериментально, путем пробных покрытий.
Нанесенный сырой лессировочный слой осторожно осветляют в отдельных местах мягкой ветошью, затем кистью слегка растушевывают поверхность. После высыхания лессировочмый слой покрывают светлым ПФ лаком два раза с промежуточным шлифованием порошком пемзы или шкурками с мелкими абразивными зернами (микронными) № М-20, М-40.
Качество имитации текстуры древесины методом разделки может быть очень высоким и во многом зависит от мастерства исполнителя. На рисунке 193 показан набор крестьянской мебели для обеденной зоны, изделия которого разделаны под дуб. Таким набором можно украсить помещение дачного и сельского дома.
В настоящее время способы имитации текстуры древесины методом разделки во многом утрачены. Однако ввиду все увеличивающегося недостатка в шпоне из древесины лиственных пород и высокой его стоимости улучшение декоративных свойств мебели методом разделки в условиях домашних мастерских приобретает актуальное значение. Для консультации по методам разделки на начальном этапе работ целесообразно привлечь квалифицированного мастера-альфрейщика.
Специальная художественная отделка. Под художественной отделкой древесины понимают все виды обработки ее поверхности, направленные на улучшение внешнего вида мебели. К таким видам отделки при обработке древесины ручными инструментами относятся: декорирование накладными профилями и лицевой фурнитурой из древесины, резьба и мозаика по дереву.
Декорирование фасадных поверхностей накладными профилями из древесины является наиболее доступным способом художественной отделки мебели. Для декорирования применяют профильные накладки на плости и кромки плит...
...и рамок, раскладки на кромки, профильные накладные стенки ящиков и другие изделия. Накладные профили изготовляются фрезерованием электрофрезером с нижним расположением шпинделя.
Декоративные накладные профили приклеивают к мебели поливинилацетатной дисперсией, эпоксидными и другими универсальными клеями, имеющими адгезию к древесине и лаковым покрытиям. Клей наносят только на середину поверхности с таким расчетом, чтобы в процессе приклеивания он не выступил за края профиля.
При приклеивании декоративные профили прижимают струбцинами или шпильками. Шпильки забивают молотком. При забивании шпильки утапливают добойником. Шпильки прижимают склеиваемые поверхности одну к другой и обеспечивают дополнительное механическое крепление профиля.
Мебельную декоративную лицевую фурнитуру из древесины лиственных и хвойных пород используют как накладной декоративный элемент. К таким изделиям фурнитуры относятся ручки-планки, ручки-скобы, ручки-кнопки, ручки-раковины.
Для отделки лицевой фурнитуры из древесины применяют прозрачные лаки, имеющие по сравнению с нитролаками повышенные твердость и содержание сухого остатка. К таким лакам относятся лаки кислотного отверждения марок МЧ-52 и МЧ-26, используемые для отделки полов.
фурнитуру из древесины крепят шурупами и клеем. Прочность крепления шурупами зависит от способности древесины удерживать их при выдергивании. С повышением плотности сопротивление древесины выдергиванию шурупов увеличивается. Если принять усилие, необходимое для выдергивания шурупа из древесины сосны, за единицу, то при прочих равных условиях для выдергивания шурупа из дуба, бука и ясеня необходимо приложить усилие в полтора-два раза больше, чем из сосны. Сопротивление выдергиванию шурупов, ввинченных вдоль волокон древесины, в среднем в два раза меньше сопротивления выдергиванию шурупов, ввинченных поперек волокон. С увеличением диаметра шурупа и глубины его ввертывания сопротивление выдергиванию повышается.
Для крепления ручек из древесины хвойных пород применяют шурупы диаметром 3 мм, ручек из древесины твердых лиственных пород - шурупы диаметром 2-2,5 мм. Для крепления ручек-кнопок диаметр шурупа должен быть не менее 4 мм, так как шуруп ввинчивается вдоль волокон древесины.
Под шуруп в ручке предварительно просверливают гнездо. Диаметр гнезда должен быть равен внутреннему диаметру резьбы шурупа.
Примеры декоративных профилей, декоративной фурнитуры и декорирования ими фасадных поверхностей мебели были приведены выше.
Резьба по дереву. Для декорирования изделий из древесины применяют резьбу по дереву, выполненную непосредственно на изделиях или в виде отдельных резных деталей (накладок), прикрепляемых затем к изделию.
Резьбу по дереву выполняют различными по форме стамесками (рис. 194). К ним относятся прямые (рис. I 94 а), косячки (рис. 194 б), полукруглые с различными радиусами кривизны (рис. 194 в), уголки (рис. 194 г), цераэики (рис. 194 д). Стамески прямые, косячки, полукруглые, уголки выпускаются шириной 4, 6, 8, 10, 16 мм, стамески цераэики шириной 4 мм.
Для резьбы применяют древесину тех же пород, что и для изготовления мебели. Отработку техники приемов резания следует выполнять на древесине липы или ольхи.
Древесина липы и ольхи легко режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Древесина ольхи, кроме того, хорошо отделывается и имитируется под красное дерево и орех. Хорошими качествами для резьбы обладает древесина березы, тополя.
Из твердых лиственных пород используют древесину дуба, бука, ореха, ясеня, груши Из хвойных пород применяют древесину ели, кедра, тиса, сосны.
Основными видами резьбы по дереву для декорирования мебели являются геометрическая, рельефная и пропильная.
Геометрическую резьбу выполняют в виде орнамента, розеток, полурозеток и уголков, состоящих из повторяющихся элементов прямолинейной и криволинейной формы (рис. 195а).
Геометрическую резьбу начинают с разметки. При разметке на заготовку твердым карандашом наносят только те линии рисунка, которые при резьбе формируют узор правильных форм, например его прямолинейность, прямоугольность, округлость и т. п. (рис. 195 6). Мелкие детали рисунка вырезают на глаз соответственно узору.
| назад | вперед | главная | |